Завоз жизненно важных грузов на север Хабаровского края минувшим летом осуществлялся по бездорожью. Чтобы доставить в отдаленные села Аяно-Майского района топливо и товары первой необходимости, водителям приходилось пробиваться по горным перевалам и руслам рек. Строить здесь дорогу за счет регионального бюджета местным властям нет резона. Она обойдется в миллиарды рублей, но движение по ней никогда не будет оживленным, поскольку все население района — около двух тысяч человек. Тем не менее у хабаровчан появилась надежда на то, что их транспортная проблема будет решена. Поводом для этого послужило событие, произошедшее… в Якутии.
Несколько дней назад в Якутии ввели в эксплуатацию региональную дорогу "Амга". Она имеет совершенно локальное значение: связывает со столицей республики доселе изолированный Усть-Майский район. Даже не весь район, а лишь поселок Усть-Мая и расположенное в семи километрах от него село Петропавловск (к другим населенным пунктам дорог из райцентра нет). В нынешнем виде "Амга" оканчивается тупиком. Однако этот район граничит с севером Хабаровского края. И, если продолжить трассу дальше, она пройдет как раз по тем местам, где сейчас хабаровские предприниматели наматывают километры по бездорожью, чтобы доставить грузы в дальние села.
Продолжение строительства трассы "Амга" даст Якутии выход к Охотскому морю, к порту Аян. Через него обеспечивать всем необходимым восточные улусы будет значительно проще, нежели при существующей схеме завоза грузов Интересы двух регионов здесь совпадают полностью.
Протяженность автодороги, если считать от Якутска, составит 1260 километров, при этом более половины пути уже построено и эксплуатируется. Сюда входят около 400 километров собственно "Амги", 280-километровая трасса Эльдикан — Югоренок в горной части Усть-Майского района, а также некоторые участки на территории Хабаровского края.
Недавно власти Якутии выступили с предложением передать "Амгу" в федеральную собственность, что подразумевает централизованное финансирование ее дальнейшего строительства. По словам первого вице-премьера республики Алексея Колодезникова, это логичный шаг, поскольку трасса пройдет по территориям двух субъектов Федерации с выходом на всю транспортную систему России.