ОАО РЖД нашло новый способ борьбы с ограничениями инфраструктуры — до четверти пропускной способности узких мест железных дорог может продаваться по повышенным тарифам. Полученные доходы в монополии обещают направить на расшивку тех самых узких мест. Однако клиенты ОАО РЖД против этой идеи, подчеркивая, что система исполнения заявок на перевозки и так непрозрачна. Эксперты согласны, что повышенные тарифы скорее стимулируют ОАО РЖД сохранять, а не расшивать узкие места, а торговля пропускной способностью создаст пространство для манипуляций и спекуляций.
Несоответствие динамики экспортных потоков и развития сети железных дорог вынудило руководство ОАО РЖД поставить вопрос о смене ценовой политики, сообщил источник “Ъ”, знакомый с планами монополии. В ОАО РЖД говорят о «парадоксальной ситуации»: грузовая база на 2019 год «находится в достаточно хорошем состоянии, объем растет очень серьезно и быстрее, чем ВВП», но запрос на перевозку есть в основном по трем направлениям — Дальний Восток, Азово-Черноморский бассейн и Северо-Запад. Сеть загружается неравномерно и на определенных направлениях создается дефицит пропускной способности, подчеркивают в ОАО РЖД. Эта ситуация не нова, проблемы с пропускной способностью обсуждаются с 2000-х годов в связи с переориентацией поставок энергоресурсов и сырья на экспорт. Но в 2018 году рост экспорта, в основном угля, обострил проблему.
Не сумев вовремя адаптировать инфраструктуру, в ОАО РЖД теперь нашли другое решение: изменить порядок пользования ее узкими местами. Сейчас грузоотправители подают заявки на перевозки, причем нередко с большим запасом. Если общий объем превышает пропускную способность, все заявки урезаются пропорционально, без учета их реалистичности. В ОАО РЖД сформулировали целый ряд нововведений в этот режим.