Номер открывает статья директора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России А. С. Бакирея и менеджера проекта ПРООН/ГЭФ-Минтранс России «Сокращение выбросов парниковых газов от автомобильного транспорта в городах России» Н. В. Харитошкина. Материал посвящен развитию устойчивых городских транспортных систем в России, которые позволяют не только обеспечить необходимый объем пассажирских перевозок, но и снизить энергопотребление, а также вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
Специалисты Института проблем естественных монополий В. Б. Савчук и Л. Н. Рузавин анализируют проблемы финансирования пригородных пассажирских перевозок в России, которые уже привели к отмене 150 пар пригородных поездов за последние два года, а в нынешнем году эта цифра может вырасти до 300.
По мнению ректора Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС) А. Ю. Панычева, для эффективного решения проблем российского транспортного образования необходима разработка инновационной модели, учитывающей потребности транспортной отрасли и стоящие перед ней задачи, а не поиск вариантов «удержаться на плаву».
В материале генерального директора компании «РВ-Проект» И. В. Шмыголя рассмотрены вопросы создания и развития транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) на основе железнодорожных вокзалов и станций метрополитена с обустройством прилегающих территорий и организацией объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения.
О комплексном подходе, используемом эксплуатационными службами при планировании и выполнении работ для обеспечения надежного и безопасного содержания искусственных сооружений Петербургского метрополитена, читайте в статье первого заместителя начальника ГУП «Петербургский метрополитен» Е. Г. Козина и профессора ПГУПС А. П. Ледяева.
Ученые Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации Е. А. Куклев, Ю. Ю. Михальчевский, М. Ю. Смуров предлагают возможные пути повышения безопасности движения поездов в метрополитене при неопределенности информации о функциональных отказах отдельных элементов транспортных средств, в том числе с использованием принципов, заложенных в основу системы управления безопасностью полетов воздушных судов.
Специалисты Немецкого центра воздушного и космического движения (DLR) Института системотехники дорожного движения (Германия) М. Юнгханс, К. Коцемпель, Х. Саул делятся опытом применения новых, аналитических, методов оценки безопасности дорожного движения на перекрестках – оценки риска с помощью количественных методов измерения и предупреждения опасных ситуаций, предшествующих ДТП.
В статье А. Ю. Тимофеева, Д. А. Судовикова представлены результаты исследования российского рынка систем автоматизации деятельности автовокзалов. Проведен сравнительный анализ предлагаемых решений по функциональности, затратам на внедрение, экономическому эффекту.
О методах и примерах расчета ключевых показателей качества транспортного обслуживания населения в городах, а также способах повышения качества за счет внутренних резервов организации перевозок читайте в материале А. С. Морозова, Г. В. Таубкина, А. А.Черникова.
Повысить качество транспортного обслуживания населения и решить проблемы заторов в городах можно за счет организации приоритетного проезда наземного городского пассажирского транспорта на улично-дорожной сети – авторы проекта С. Г. Курганский и П. С. Рожин. Пилотное внедрение технологии проведено в Казани.
Свой подход к решению проблемы автомобильных пробок предлагают авторы В. В. Захаров и А. Ю. Крылатов: на основе данных систем мониторинга дорожного движения могут быть построены матрицы корреспонденций между узлами улично-дорожной сети, использование которых в процессе математического моделирования транспортных потоков поможет повысить эффективность инфраструктурных преобразований транспортных систем.
Проблемам в транспортном обеспечении нового терминального комплекса Пулково и вариантах их решения посвящена статья А. В. Финогенова, Д. Е. Горохова.
Две статьи ученых ПГУПС знакомят читателя с современными научными разработками. В одной рассказывается о результатах лабораторных испытаний на циклические нагрузки конструкции трамвайного пути с рельсом Ri60 с прирельсовыми вкладышами фирмы PREFArails и монолитным основанием из фибробетона класса В35. В другой – о рациональных мерах и средствах снижения шума рельсового электротранспорта.