Самолёты-амфибии НПО «Аэро-Волга» проектируются в отечественной CAD-системе

Самолёты-амфибии ЛА-8 (LA-8) и «Борей» (BOREY) , которые летом этого года совершили кругосветный перелёт в высоких арктических широтах, проектируются в Научно-производственном объединении «АэроВолга», являющимся на сегодня единственной в России компанией, которая поставляет на зарубежный рынок эти машины. 

Полный цикл их создания — от задумки и проектирования до испытаний — проходит в Самарской области. Для моделирования самолётов НПО «АэроВолга» использует отечественную CAD-систему КОМПАС-3D V16, созданную в компании АСКОН. 
Самолёт-амфибия «Борей» стал первым изделием «АэроВолги», полностью спроектированным в КОМПАС-3D, включая теоретический чертёж и обводы корпуса, по которым на станках с ЧПУ и 3D-принтерах изготовлены мастер-модели для получения рабочих матриц. Самолёт был спроектирован на основе наработок самарского конструктора малых воздушных судов Бориса Чернова. В течение одного года самолёт был спроектирован, изготовлен и совершил свой первый полёт. 
Все самолёты смоделированы так, чтобы выдерживать нагрузки, возникающие при движении по воде, которая в 800 раз плотнее воздуха. У самолёта-амфибии специально подобранная — и проектно, и технологически — форма, и, чтобы обеспечить требуемую геометрию днища, необходимо разработать непростые алгоритмы построения поверхности.  
Ещё одно конструктивное свойство самолётов «АэроВолги» — большое число составных частей и сборочных единиц, геометрия которых определяется обстановкой. Обстановка занимает почти 50% проекта самолёта. Поэтому для проектировщиков «АэроВолги» важно, что КОМПАС-3D позволяет работать с компоновочной геометрией. 
Третья отличительная черта — большая номенклатура составных частей, включая стандартные и готовые изделия. «АэроВолга» не использует библиотеки стандартных изделий. На предприятии принят внутренний регламент для моделирования стандартных изделий и стандартизированных элементов.
Самолёты «АэроВолги» изготавливаются из композитных материалов. Специфика моделирования и выпуска рабочей конструкторской документации изделий из композитов также требует определенной регламентации. Нужно грамотно выявлять, где кончается деталь, а где начинается сборочная единица. Также важны принципы построения модели изделий из композиционных материалов. Внутреннюю структуру композитных изделий на предприятии не моделируют и не отображают — они представлены в виде так называемых «теоретических моделей», которые имеют все массоинерционные свойства готового композитного изделия, но являются изотропными и сплошными. Сами композиционные материалы, изготавливаемые «АэроВолгой», внесены в корпоративный Справочник Материалы и Сортаменты. Этот принцип позволяет существенно экономить ресурсы оборудования и рабочее время проектировщиков. 
.