Диспетчерам поможет искусственный интеллект

До конца года в Центре управления перевозками Восточного полигона будет введено в эксплуатацию сменно-суточное планирование тяговых ресурсов. Это позволит на сутки состыковывать тяговые ресурсы с имеющимся планом вывоза грузов и актуальным графиком движения поездов. Сейчас поездным диспетчерам приходится иногда подвязывать локомотивы под конкретный состав вручную.  

С вводом новой системы улучшится суточное планирование: точность подвязки локомотивов в автоматическом режиме достигает 96%, а отправления локомотивных бригад – до 72%. «Интеллектуальная система позволяет автоматически учитывать конкретную потребность грузоотправителя в момент появления заявки, оценить технологическую возможность доставки грузов с учётом пропускных возможностей инфраструктуры и общей эффективности перемещения вагонов по сети, – заявил первый заместитель генерального директора – научный руководитель АО «НИИАС» Владимир Матюхин. – Появляется возможность включения спонтанной заявки грузоотправителя в план с изменением ранее распределённых и запланированных заявок. Машинный разум, анализируя сотни тысяч получаемых данных, готовит решения в реальном масштабе времени. И диспетчеру остаётся оценить и принять предлагаемый вариант».  
В этом году эксперимент со сменно-суточным планированием затронет три эксплуатационных локомотивных депо Восточного полигона. После отработки технологии она будет тиражирована на весь полигон. 
«Разработка систем планирования по тяге – самое сложное, но и даёт экономический эффект, – отметил руководитель научно-технического комплекса проектирования и разработки информационных систем АО «НИИАС» Александр Шабунин. – По нашим расчётам, это более 400 млн руб. в год на Восточном полигоне. Эффект достигается за счёт оптимального распределения тяговых ресурсов». Технология сменно-суточного планирования – часть единой интеллектуальной системы управления и автоматизации производственных процессов на железнодорожном транспорте (ИСУЖТ). Она предназначена для сквозной автоматизации планирования и управления всеми технологическими фазами перевозочного процесса на единой платформе и состоит из многих подсистем, которыми пользуются диспетчеры, машинисты, путейцы, энергетики. 
Пилотными для внедрения ИСУЖТ выбраны Восточный полигон, Октябрьская магистраль и Московское центральное кольцо (МЦК). Так, до конца года на участках КрЖД, ЗабЖД, ОЖД и МЦК планируется сдать в постоянную эксплуатацию подсистемы ИСУЖТ по построению нормативного графика, диспетчерскому управлению пропуска поездов. 
.